Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
e-mail: chitalnya_bod@list.ru

Писатель негромкой душевной интонации

  • Писатель негромкой душевной интонации

           История Привитимья не столь богата на опубликованные исторические исследования, а литературные произведения о нашем крае можно по пальцам перечесть: Федоров Павел Ильич, уральский писатель дилогию «Витим Золотой», посвятил дореволюционным событиям; этот же период описан в книге Якутского Николая Гавриловича «Судьба»; и всем известный роман о Ленских событиях Виссариона Саянова «Лена». Из современных писателей можно отметить Яганова Александра Ивановича, его произведения основаны на документальных событиях - исповедь горняцкого поколения из Дальней Тайги Бодайбинского района. Но сегодня речь пойдет о творчестве иркутского писателя Соколова Виктора Петровича, которое интересно для нас бодайбинцев тем, что он написал роман о строителях Мамаканской ГЭС под названием «Вечная мерзлота». Виктор Соколов написал о тех, кто первым пришел на пустынные берега северной реки там, на этих берегах строил не только гидростанцию, но прежде всего, свою судьбу.

           Виктор Петрович прожил нелегкую жизнь. Судьба его не баловала. Родился в тревожном двадцать девятом году в многодетной крестьянской семье в селе Хайрюзовка Балаганского района Иркутской области. Спасаясь от голода, в 1930 году семья переезжает в Иркутск, где через три года от рук бандитов погибает отец. Будущему писателю недолго пришлось ходить в школу - после седьмого класса он учится на шофера, а затем работает наравне со взрослыми. В сорок седьмом Виктор Соколов призван в армию, где заканчивает авиашколу и летает на бомбардировщиках дальнего действия, становится командиром огневой установки. Лишь после этого, уже работая собкором газеты "Восточно-Сибирская правда", заканчивает среднюю школу, а в 1958 году поступает в Иркутский госуниверситет на филологический факультет. Любимой "Восточке" писатель отдал девять лет жизни. Затем двадцать лет отработал в центральной газете "Лесная промышленность" и еще восемь лет до ухода на пенсию был ответственным секретарем журнала "Политический вестник". Это были годы напряженного и вдохновенного труда: очерки журналиста в свое время заметил и выделил Борис Полевой, а в 1961 году Виктор Соколов получает премию Союза журналистов.

           После выхода в 1966 году первого романа "Вечная мерзлота" главным делом жизни для Виктора Соколова становится литература. Его произведениям свойственна доверительная интонация, сострадательное отношение к своим героям, внимание к нравственной стороне жизненных явлений. Писатель проявил себя глубоким знатоком человеческого сердца, человеком неравнодушным. Книги писателя учат великодушию, вниманию к заботам ближнего.

           В памяти друзей писателей и коллег журналистов Виктор Петрович Соколов останется человеком удивительной доброты. Он был чужд, какой бы то ни было злобе, зависти, фальши. Все тревоги и волнения нашего времени всегда находили отклик в его сердце. В последние годы писатель тяжело болел. И здесь проявился его крепкий характер. Ни жалоб, ни упреков не слышали от него окружающие. Напротив, в эти дни он находил слова утешения для тех, кто был рядом. До последнего дня сохранял мужество, с достоинством выдерживая тяжелейшие страдания, посланные ему судьбой.

             Очень тепло была встречена читателями его последняя книга повестей и рассказов "Зимние жаворонки" (Иркутск, 1999). Рассказ «Зимние жаворонки» перекликается с рассказом В. Распутина «Что передать вороне», В нём писатель – это сам Распутин и его маленькая дочь Маша. Герой рассказа уезжает в свой домик на берегу Байкала, чтобы там поработать. А дочь очень просит его остаться. Останься он, и «день на редкость мог остаться законченным во всех отношениях закрытым, и, как зерно, дать начало таким же дням». Его дочь Мария трагически погибла 9 июля 2006 г. в г. Иркутске при посадке самолета авиакомпании «Сибирь».

           Валентин Распутин и Виктор Соколов призывают нас всех на мгновение становиться и задуматься…

            Потому что у Бога каждый день последний, и он учит нас страшному напряжению в осознании каждого слова и каждого жеста. Нет в мире случайных слов и случайных движений. И всякое слово и всякая рука протянуты вперёд и назад и ждут от нас любви и понимания.


    Нина Уланова

  • Возврат к списку